Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

маркс (marcks) герхард

Большой энциклопедический словарь

МАРКС (Marcks) Герхард (1889-1981) - немецкий скульптор. В 1919 присоединился к Баухаузу; преподавал в школе керамики в Веймаре. После 2-й мировой войны преподавал в Гамбургской школе искусств. На творчестве Маркса отразилось увлечение романской скульптурой Германии и знакомство со скульптурой Майоля. Конструктивно-ясные, гармоничные станковые произведения, гуманистические памятники жертвам 2-й мировой войны ("Ладья Харона", Гамбург, 1952).

Полезные сервисы

маркс (marx)

Большой энциклопедический словарь

МАРКС (Marx) - американские актеры, братья: Леонард (Чико) (1886-1961), Артур (Харпо) (1888-1964), Джулиус (Граучо) (1890-1977). В фильмах обрушивали на зрителя потоки абсурдного юмора, парадоксальных положений, музыкальной эксцентриады. Фильмы: "Утиный суп" (1933), "Вечер в опере" (1935), "День в цирке" (1939), "Ночь в Касабланке" (1946), "История человечества" (1957) и др.

Полезные сервисы

маркс (marx) адольф бернхардт

Большой энциклопедический словарь

МАРКС (Marx) Адольф Бернхардт (1795-1866) - немецкий историк и теоретик музыки, композитор. Среди трудов первая научная монография о Л. Бетховене и К. В. Глюке (одни из первых), учебник композиции. Родоначальник классического учения о музыкальных формах. Основал вместе с Т. Куллаком и Ю. Штерном частную консерваторию в Берлине (1850). Профессор Берлинского университета (с 1830). Оперы, оркестровые, фортепианные, вокальные произведения.

Полезные сервисы

маркс (marx) карл

Большой энциклопедический словарь

МАРКС (Marx) Карл (1818-83) - мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической "Рейнской газеты". В 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения в 1844 началась дружба Маркса с Ф. Энгельсом. В 1845 Маркс переехал в Брюссель. В период революционных событий в Европе 1848-49 активно участвовал в работе международной организации "Союз коммунистов" и вместе с Энгельсом написал ее программу "Манифест Коммунистической партии" (1848).

В июне 1848 - мае 1849 Маркс и Энгельс издавали в Кельне "Новую Рейнскую газету" (Маркс - главный редактор). После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 переехал в Лондон, где прожил до конца жизни. Теоретическую и общественную деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76). В 1867 вышел главный труд Маркса - "Капитал" (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. В середине 40-х гг. произошел переход Маркса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в кон. 19-20 в. Основные труды: "Экономическо-философские рукописи" (1844); "К критике гегелевской философии права" (1844); "Святое семейство" (1845), "Немецкая идеология" (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; "Нищета философии" (1847); "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г." (1850); "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852); "Гражданская война во Франции" (1871); "Критика Готской программы" (1875). Маркс был организатором и вождем основанного 28 сентября 1864 в Лондоне 1-го Интернационала. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В 1867 был опубликован 1-й том "Капитала" - основного труда Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. Работу над 2-м и 3-м томами "Капитала" Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В написанной в 1875 "Критике Готской программы" Маркс подверг критике ошибки руководителей германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах. Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.

Полезные сервисы

маркс (братья)

Энциклопедический словарь

МАРКС (братья) - МАРКС (Marx), братья: Чико (Леонард) (26 марта 1886 - 11 октября 1961), Харпо (Адольф Артур) (21 ноября 1888 - 28 сентября 1964), Граучо (Джулиус Генри) (2 октября 1890 - 19 августа 1977), Гуммо (Милтон) (1893 - 21 апреля 1977), Зеппо (Герберт) (25 февраля 1901 - 29 ноября 1979), американские актеры.

Родились в семье актеров водевиля и варьете. С ранних лет на сцене в амплуа комиков-эксцентриков, блестящих импровизаторов, агрессивных мастеров разговорного жанра. Начиная с середины 1920-х гг. их фарсы завоевывают провинциальную эстрадную сцену, а затем - Бродвей. К этому времени определились четко обозначенные комедийные маски братьев: делового человека, постоянно недовольного окружающими, обрушивающего на зрителя непрерывный поток слов - у Граучо (Ворчуна); рыжего ирландского клоуна, обуреваемого манией уничтожения всего, что только попадется на пути, - у Харпо (любителя арфы); печального коверного родом из итальянской «комедии дель арте» - у Чико (Малыша). Этому трио время от времени подыгрывал четвертый - Зеппо. Самый «положительный» из братьев, Милтон, рано покинул семейный бизнес и занялся самостоятельным делом.

Первым из фарсов (автором большинства из них был Граучо) стал спектакль «Я хочу сказать, что она есть» (1924), за которым последовали «Кокосовые орешки» (1925) и «Расписные пряники» (1928). Два последних представления обратили на себя внимание голливудских продюсеров и были перенесены на экран в 1929 и 1930; были сняты также «Обезьяньи проделки» (1930), «Лошадиные перья» (1931) и, наконец, одна из самых знаменитых работ братьев Маркс - антивоенная сюрреалистическая комедия «Утиный суп» (1933). Однако фильм этот не имел успеха; комики несколько смягчают регистр своего юмора в таких лентах, как «Вечер в опере» (1935), «День на скачках» (1936), «День в цирке» (1939), «Поезжай на Запад» (1940), «Большой магазин» (1941), «Ночь в Касабланке» (1946), в которых они пародируют популярные жанры американского кино.

Кинематографическая карьера братьев завершилась в конце 1940-х гг. («Счастлив в любви»). После перерыва в последний раз они снялись вместе в фильме «История человечества» (1957). Лишь один Граучо продолжал активно работать на радио и телевидении; он опубликовал также книги воспоминаний о себе и братьях. На церемонии вручения премии «Оскар» в 1974 Граучо был удостоен почетной премии за творчество.

Полезные сервисы

маркс (город)

Энциклопедический словарь

МАРКС (город) - МАРКС (до 1920 Баронск (или Екатериненштадт), до 1941 Марксштадт), город (с 1918) в Российской Федерации, Саратовская обл., в 60 км от Саратова, пристань на Волге (Волгоградское вдхр.), в 50 км от железнодорожной станции Покровск-Приволжский. Население 33,2 тыс. человек (2002). Завод дизельной топливной аппаратуры; пищевые предприятия. Основан в 1765 как немецкая колония.

Полезные сервисы

маркс адольф бернхардт

Энциклопедический словарь

МАРКС Адольф Бернхардт - МАРКС (Marx) Адольф Бернхардт (1795-1866), немецкий историк и теоретик музыки, композитор. Среди трудов первая научная монография о Л. Бетховене (см. БЕТХОВЕН Людвиг) и К. В. Глюке (см. ГЛЮК Кристоф Виллибальд) (одни из первых), учебник композиции. Родоначальник классического учения о музыкальных формах (см. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА) . Основал вместе с Т. Куллаком и Ю. Штерном частную консерваторию в Берлине (1850). Профессор Берлинского университета (с 1830). Оперы, оркестровые, фортепианные, вокальные произведения.

Полезные сервисы

маркс адольф фед

Гуманитарный словарь

МАРКС Адольф Фед. (1838-1904) - книгоиздатель и книгопродавец. Род. в г. Штеттине (ныне Щецин, Польша), сын фабриканта. С 1859 в Петербурге, работал в книж. магазинах Ф. А. Битепажа и М. О. Вольфа, с 1870 издавал еженед. иллюстрир. ж. "Нива" - с 1879 с бесплатными прилож. книг, картин, портретов, календарей. С 1894 по 1904 прилож. к "Ниве" вышли полн. собр. соч. А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Г. П. Данилевского, Ф. М. Достоевского, В. А. Жуковского, М. В. Ломоносова, Г. И. Успенского, соч. иностр. авторов - Ж. Б. Мольера, Э. Ростана, Г. Гейне, М. Метерлинка, О. Уайльда и мн. др. И "Нива", ставшая самым популярным иллюстрир. ж. в России, и особенно многотиражные изд. классиков и совр. писателей позволяют считать М. одним из наиб. значит. деятелей нар. просвещения России рубежа 19-20 вв. По завещанию М., после его смерти изд-во было преобразовано в акционер. об-во "Т-во издат. и печатного дела А. Ф. Маркс".

Полезные сервисы

маркс адольф фёдорович

Энциклопедический словарь

Маркс Адольф Фёдорович (1838-1904), издатель (Санкт-Петербург, с 1869); выпускал журнал «Нива» (с 1870), в приложении - собрание сочинений русских и иностранных писателей, иллюстрированные издания, географические атласы и др.

* * *

МАРКС Адольф Федорович - МАРКС Адольф Федорович (1838-1904), российский издатель (Петербург, с 1869); выпускал журнал «Нива» (1870-1918), в приложении - собрания сочинений русских и иностранных писателей, иллюстрировал издания, географические атласы и др.

* * *

МАРКС Адольф Федорович [2 февраля 1838, Штеттин - 22 октября (4 ноября) 1904, Санкт-Петербург], российский издатель. Родился в семье владельца фабрики башенных часов. Получив среднее образование, он поступил учеником в фирму «Придворная книжная торговля Д. К. Гинсторфа» в Висмаре (герцогство Мекленбург-Шверин), а через три года начал работать в крупной берлинской фирме Гиршвальда. В 1859 он получил приглашение от петербургского издателя и комиссионера лейпцигских фирм Ф. А. Битепажа. Не зная ни языка, ни страны, Маркс отправился в Россию. У Битепажа он проработал 5 лет и после расформирования иностранного отдела оказался на улице, но, хорошо зарекомендовав себя в Петербурге, в том же 1863 году поступил приказчиком в книжный магазин М. О. Вольфа (см. ВОЛЬФ Маврикий Осипович). Отношения с Вольфом не сложились, и в 1864-69 Маркс преподавал французский и немецкий языки, служил письмоводителем в правлении Петербургско-Варшавской железной дороги.

В 1869 Маркс начал издательскую деятельность. В этом же году он приобрел у В. Е. Генкеля право на издание журнала «Живописный сборник» и, переименовав его в «Ниву (см. НИВА (журнал))», получил разрешение на издание нового иллюстрированного еженедельника. К сотрудничеству в «Ниве» издатель привлек крупнейших русских писателей и художников (Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, И. А. Гончаров, Л. О. Пастернак и др.). Благодаря удачному подбору рубрик в журнале и природному чутью Маркса угадывать читательские вкусы, умению заинтересовать читателя бесплатными приложениями, премиями (эти приемы в России тогда были практически неизвестны), «Нива» быстро превратилась в популярное издание (в 1869 ее тираж 9 тыс., в 1900 - 235 тыс.). Важное просветительское значение имели издаваемые в качестве приложения к «Ниве» собрания сочинений классиков и репродукций европейских и русских художников. В целом в своей издательской политике Маркс ориентировался на среднего массового читателя, но выпускал и роскошные дорогие книги («Фауст» Гете, «Потерянный рай» Мильтона). По завещанию Маркса издательство в 1907 преобразовали в акционерное общество «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркса» (основной пай принадлежал вдове - Л. Ф. Маркс). В 1916 И. Д. Сытин (см. СЫТИН Иван Дмитриевич) перекупил его и стал директором-распорядителем Товарищества.

Полезные сервисы

маркс адольф федорович

Большой энциклопедический словарь

МАРКС Адольф Федорович (1838-1904) - российский издатель (Петербург, с 1869); выпускал журнал "Нива" (1870-1918), в приложении - собрания сочинений русских и иностранных писателей, иллюстрировал издания, географические атласы и др.

Полезные сервисы

маркс герхард

Энциклопедический словарь

Маркс Герхард (Marcks) (1889-1981), немецкий скульптор. Конструктивно-ясные, гармоничные станковые произведения, гуманистические памятники жертвам 2-й мировой войны («Ладья Харона», Гамбург, 1952) переосмысливают пластические формы греческой архаики.

* * *

МАРКС Герхард - МАРКС (Marcks) Герхард (1889-1981), немецкий скульптор. В 1919 присоединился к Баухаузу (см. БАУХАУЗ); преподавал в школе керамики в Веймаре. После 2-й мировой войны преподавал в Гамбургской школе искусств. На творчестве Маркса отразилось увлечение романской скульптурой Германии и знакомство со скульптурой Майоля (см. МАЙОЛЬ Аристид) . Конструктивно-ясные, гармоничные станковые произведения, гуманистические памятники жертвам 2-й мировой войны («Ладья Харона», Гамбург, 1952).

Полезные сервисы

маркс и энгельс

Поговорки

чего. Жарг. мол. Шутл. Об основоположнике, законодателе, классике чего-л.

Полезные сервисы

маркс к., энгельс ф. о языке

Лингвистика

Маркс К., Э́нгельс Ф. о языке́.

Основоположники научного коммунизма обосновали

материалистическое учение о языке как общественном явлении и

практическом сознании, поставили и разрешили ряд фундаментальных

вопросов происхождения и функционирования

человеческого языка в его связи с обществом, с сознанием, а также

развития отдельных индоевропейских языков нового времени в их истории.

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о языке, развитое В. И. Лениным (см. Ленин В. И. о языке), заложило

методологические основы марксистского языкознания (см. Методология в языкознании, Философские проблемы языкознания).

Маркс и Энгельс не раз подчёркивали одинаковую древность языка и

сознания. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть

практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым

существующее также и для меня самого, действительное сознание и,

подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной

необходимости общения с другими людьми» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения,

т. 3, с. 29; далее всюду ссылки на это издание).

В отличие от Г. В. Ф. Гегеля и его последователей, обособлявших язык

и сознание от общества, от практической, действительной жизни, Маркс и

Энгельс подчёркивали, что язык существует только в обществе. Язык не

врожденное, биологическое явление, не принадлежность отдельного

человека: «...ни мысль, ни язык, - писали Маркс и Энгельс, - не образуют

сами по себе особого царства... они - только проявления

действительной жизни» (т. 3, с. 449).

Происхождение человеческого языка Энгельс рассматривал во

взаимодействии с формированием человека как общественного существа

в процессе общественно-производственной деятельности. Он подчёркивал,

что «объяснение возникновения языка из процесса труда и вместе с

трудом является единственно правильным» (т. 20, с. 489). Потребность

общения, возникшая только в обществе, является основной причиной

возникновения языка как средства общения и практического

сознания.

Поскольку сознание «с самого начала есть общественный продукт и

остаётся им, пока вообще существуют люди» (т. 3, с. 29), практическая

активная деятельность является основой возникновения сознания, а

также закрепления его результатов в названиях. Люди начинают с того, что

овладевают предметами внешнего мира. «Благодаря повторению этого

процесса, - писал Маркс, - способность этих предметов «удовлетворять

потребности» людей запечатлевается в их мозгу, люди... научаются и

«теоретически» отличать внешние предметы, служащие удовлетворению их

потребностей, от всех других предметов. На известном уровне дальнейшего

развития, после того как умножились и дальше развились тем временем

потребности людей и виды деятельности, при помощи которых они

удовлетворяются, люди дают отдельные названия целым классам этих

предметов, которые они уже отличают на опыте от остального внешнего

мира» (т. 19, с. 377).

Энгельс обращал внимание на процесс совершенствования физиологической

основы мыслительной и речевой деятельности -

мозга и речевого аппарата, органов зрения и

слуха. «Развитие мозга и подчинённых ему чувств, всё более и более

проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению

оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые

и новые толчки к дальнейшему развитию» (т. 20, с. 490).

Во всех исторических общностях людей язык является обязательным

признаком, хотя и имеет особенности в функционировании и развитии. Для

языка родоплеменного общества отмечается устойчивость

грамматического строя, единство этногенеза и глоттогенеза - образования

родственных языков, основных наречий и диалектов, причём общий язык был «выражением и

доказательством общего происхождения» (т. 21, с. 96). Исследуя франкский

диалект, Энгельс подверг критике представление об этом диалекте как

конгломерате говоров, простой смеси различных

племён, объединённых в военный союз под влиянием внешних обстоятельств:

в действительности этот диалект был языком самостоятельного

германского племени; различия, обнаруживающиеся в период раннего

средневековья, либо сохраняли особенности родоплеменного строя,

либо возникли в переходный к классовому обществу период - в результате

смешения франков с носителями других немецких диалектов; диалект

салических франков лёг в основу нидерландского

литературного языка.

В связи с возникновением классового общества и государства развитие

языка стало проходить на определённой территории. Этот процесс

рассмотрен Энгельсом на примере истории Древней Греции и Рима, Италии и

Германии, южных и западных славян. При формировании национальностей и

наций, обусловленном экономическим и политическим развитием общества,

решающая роль в сохранении народно-разговорного

языка принадлежит массам. В то же время Маркс и Энгельс отмечали роль

языка образованных слоёв общества и литературного

языка, который противостоит народно-разговорному языку, местным

диалектам (т. 13, с. 620).

Отмечая две тенденции в национальном вопросе (к национальному

обособлению и к образованию многонациональных государств), Маркс

и Энгельс отстаивали право наций на отдельное и независимое

существование (т. 16, с. 161), выступали против насильственного

навязывания официального языка населению (т. 15, с. 247).

Рассматривая образование языков народностей и национальных языков как

сложный процесс, имеющий у разных народов свою специфику развития,

Маркс и Энгельс писали: «...в любом современном развитом языке

естественно возникшая речь возвысилась до национального языка

отчасти благодаря историческому развитию языка из готового материала,

как в романских и германских языках, отчасти благодаря скрещиванию и

смешению наций, как в английском языке, отчасти

благодаря концентрации диалектов в единый национальный язык,

обусловленной экономической и политической концентрацией» (т. 3,

с. 427).

Материалистическое понимание связи языка не только с обществом, но и

с сознанием состоит в том, чтобы объяснить общественное сознание и

человеческие мысли как отражение действительности, а язык - как

практическое сознание.

Маркс и Энгельс неоднократно критиковали теорию «чистого сознания»,

«абсолютного духа». Мысль «отягощается» материей, которая выступает

первоначально «в виде движущихся слоёв воздуха, звуков - словом, в виде

языка» (т. 3, с. 29, т. 20, с. 85); общественное сознание - это

осознанное общественное бытие, а язык - практическое действительное

сознание (т. 3, с. 29). Энгельс писал: то, что «русский крестьянин

живёт и действует только в своей общине», отразилось в русском языке в

том, что «одно и то же слово мир означает, с одной стороны,

«вселенную», а с другой - «крестьянскую общину». Ves’ mir весь мир

означает на языке крестьянина собрание членов общины» (т. 18, с. 544).

Слова, названия, словесные выражения, по определению Маркса, - это

«выделение и фиксация в представлении предметов внешнего

мира, являющихся средствами удовлетворения человеческих

потребностей» (т. 19, с. 381).

«Язык, - писал Маркс, - лишь только он обособляется в самостоятельную

силу, тотчас же, конечно, становится фразой» (т. 3, с. 449). Буржуа

превращают язык в выражение меркантильных интересов (т. 3, с. 219),

формируют свои интересы в форме пустых фраз, сознательной иллюзии,

умышленного лицемерия (т. 3, с. 283).

Разоблачая пустые фразы идеалистической философии и буржуазных газет,

Маркс и Энгельс боролись за ясный, точный и выразительный язык,

доступный массам. Маркс с удовлетворением приводил слова рецензента

«Капитала» о том, что этот научный труд «отличается ясностью,

общедоступностью и, несмотря на научную высоту предмета,

необыкновенной живостью» (т. 23, с. 19). О языке газет Маркс писал:

печать должна говорить о жизни народа не только разумным языком критики,

но и «полным страсти языком самой жизни» (т. 1, с. 206).

Язык имеет свою материю и форму. Природной, чувственной материей

языка являются членораздельные звуки - звуки конкретного языка

(т. 20, с. 489). Этой материей, речью владеет человек конкретного

общества. Материю языка составляют и письменные знаки - буквы, иероглифы, пиктограммы

(они вторичны и не общенародны). Форму языка образуют слова - правила их

образования, изменения и сочетания. Формы языка, как и его материя,

функционируют и исторически развиваются по внутренним законам развития языка. Хотя само развитие языка

происходит в обществе и вызывается общественными потребностями, в

т. ч. развитием общественного сознания и совершенствованием правил

мыслительных операций, изменение форм языка, его материи нельзя

непосредственно объяснять экономическими, географическими и другими

внешними обстоятельствами.

Для языкознания большое значение имеют высказывания Маркса и Энгельса

о специальных методах языкознания и по истории

языкознания, особенно - германского и славянского. Энгельс был, по словам Маркса,

исследователем в области сравнительного языкознания; Энгельс не только

дал образцы сравнительно-исторического исследования, но и дал

принципиальную положительную оценку сравнительно-исторического языкознания как

исторического фундамента науки о материи и форме языка. Маркс и Энгельс

придавали большое значение истории отдельных слов, анализу конкретных

форм языка; они же подчёркивали важность системного, логического

анализа. Так, значение названия как понимания предмета зависит не только

от его первоначального состава, но и от его положения в том ряду, к

которому оно принадлежит (т. 20, с. 609).

Маркс и Энгельс придавали большое значение практическому знанию

разных языков. И Маркс, и Энгельс владели многими европейскими языками;

они писали, что знание языков, умение читать и говорить на них даёт

возможность знакомиться с экономической, политической и культурной

жизнью страны по оригинальным источникам, читать «самые трудные

произведения классического автора» (т. 36, с. 46), например Данте,

Сервантеса, Кальдерона, Пушкина. Интерес к России и русскому языку был вызван тем, что уже в 1882 она

представляла собой «передовой отряд революционного движения в Европе»

(т. 19, с. 305). Русский язык, по словам Энгельса, «всемерно заслуживает

изучения и сам по себе, как один из самых сильных и самых богатых из

живых языков, и ради раскрываемой им литературы» (т. 18, с. 526).

Маркс К. и Энгельс Ф.,

Немецкая идеология, Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 24, 29, 283-84, 427-28,

443, 448-49, 451;

Маркс К., Замечания на книгу

А. Вагнера «Учебник политической экономии», там же, т. 19. с. 377,

381;

Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», там же, т. 45,

с. 243. 249, 252-54, 259, 274, 285-88, 291, 293, 296, 310-12, 324, 327,

333-36, 366;

Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же,

т. 20, с. 85, 334-44;

его же, Диалектика природы, там же, т. 20, с. 346, 357-58,

422, 486-96;

его же, Как не следует переводить Маркса, там же, т. 21,

с. 237-45;

его же, Происхождение семьи, частной собственности и

государства, там же, т. 21, с. 96-97, 104, 146-47, 151;

его же, Франкский диалект, там же, т. 19, с. 519-46.

Энгельс и языкознание, М., 1972;

Дмитриев П. А., Мокиенко

В. М., Классики марксизма-ленинизма и славянская филология, Л.,

1982;

Онтология языка как общественного явления, М., 1983;

Петр Я., К. Маркс, Ф. Энгельс и

славянские языки, пер. с чеш., М., 1984;

Marx K.,

Engels F., Über Sprache, Stil und Übersetzung, B.,

1974;

Petr J., Klasikové

marxismu-leninismu o jazyce, Praha, 1977.

В. И. Кодухов.

Полезные сервисы

маркс карл

Энциклопедический словарь

Маркс Карл (Marx) (1818-1883), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. В 1835-1841 учился на юридическом факультете университетов в Бонне и Берлине. С 1843 в Париже. Участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Ф. Энгельсом написал её программу - «Манифест Коммунистической партии» (1848). С августа 1849 в Лондоне. Организатор и лидер 1-го Интернационала (1846-1876). В 1867 вышел главный труд Маркса - «Капитал» (т. 1; последующие тома подготовлены к изданию Энгельсом: т. 2, 1885; т. 3, 1894). Другие труды: «Немецкая идеология» (1845-1846, издана в 1924-1932, совместно с Энгельсом), «Нищета философии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской программы» (1875).

Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм); выдвинул положение о неизбежности гибели капитализма и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции; утверждал необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв.

* * *

МАРКС Карл - МАРКС (Marx) Карл (1818-83), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма (см. МАРКСИЗМ). Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической «Рейнской газеты». В 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения в 1844 началась дружба Маркса с Ф. Энгельсом (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих). В 1845 Маркс переехал в Брюссель. В период революционных событий в Европе 1848-49 активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 - мае 1849 Маркс и Энгельс издавали в Кельне «Новую Рейнскую газету» (Маркс - главный редактор). После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 переехал в Лондон, где прожил до конца жизни. Теоретическую и общественную деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76). В 1867 вышел главный труд Маркса - «Капитал» (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. В середине 40-х гг. произошел переход Маркса от идеализма (см. ИДЕАЛИЗМ) и революционного демократизма к материализму (см. МАТЕРИАЛИЗМ) и коммунизму (см. КОММУНИЗМ). Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм (см. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ)), теорию прибавочной стоимости (см. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ), исследовал развитие капитализма (см. КАПИТАЛИЗМ) и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ). Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в кон. 19-20 в. Основные труды: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике гегелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875).

Маркс был организатором и вождем основанного 28 сентября 1864 в Лондоне 1-го Интернационала (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й). Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов (см. ПРУДОНИЗМ), лассальянцев, бакунистов (см. БАКУНИЗМ). В 1867 был опубликован 1-й том «Капитала» - основного труда Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. Работу над 2-м и 3-м томами «Капитала» Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В написанной в 1875 «Критике Готской программы» Маркс подверг критике ошибки руководителей германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах.

Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.

* * *

МАРКС (Marx) Карл Генрих (5 мая 1818, Трир - 14 марта 1883, Лондон), немецкий экономист, философ и политический мыслитель, создатель (наряду с Фридрихом Энгельсом (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих)) марксизма. (см. МАРКСИЗМ)

Жизнь ученого и революционера

Родился в семье адвоката. Его отец, Генрих (Гиршель) Маркс, и мать, Генриетта Пресбург (Пресборк), происходили из родов раввинов. В 1824 семья приняла лютеранское вероисповедание. Отец Маркса был широко образованным человеком, на его мировоззрение большое влияние оказали идеи Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и философия Канта. (см. КАНТ Иммануил) Особую роль в формировании юного Карла Маркса сыграл Людвиг фон Вестфален, который привил ему любовь к античности, Шекспиру и романтизму, познакомил с сен-симонизмом (см. СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа). В 1835 после окончания Трирской гимназии Маркс стал студентом сначала Боннского, потом Берлинского университета, где изучал преимущественно философию и историю. Пережив увлечение философией Канта и философией Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб), Маркс стал горячим приверженцем системы Гегеля. (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)

В апреле 1842 Маркс получил степень доктора философии за диссертацию о различиях между натурфилософией Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) и натурфилософией Эпикура (см. ЭПИКУР) (посвящена Людвигу фон Вестфалену). В 1842-43 Маркс работал в «Рейнской газете», в своих статьях критиковал порядки прусского государства. В 1843 Маркс женился на дочери Людвига фон Вестфалена Женни. Помимо гегелевской философии, молодой Маркс испытал сильное идейное воздействие философии Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), экономических теорий Адама Смита (см. СМИТ Адам) и Давида Рикардо (см. РИКАРДО Дэвид) и распространенных в то время социалистических учений Сен-Симона, Фурье, Оуэна (см. ОУЭН Роберт), Кабе (см. КАБЕ Этьен), Дезами (см. ДЕЗАМИ Теодор), Вейтлинга (см. ВЕЙТЛИНГ Вильгельм) и др.

В 1844 началась дружба Маркса и Энгельса (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих), которая продолжалась в течение почти 40 лет. В этом дуэте Маркс, бесспорно, играл роль первой скрипки; именно ему принадлежало открытие материалистического понимания истории и теории прибавочной стоимости. Однако без материальной помощи Энгельса (занимавшегося коммерцией), а также его духовной и творческой поддержки Марксу не удалось бы осуществить свои научные исследования. В 1847 в Брюсселе Маркс и Энгельс вошли в «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов (см. СОЮЗ КОММУНИСТОВ)»), во время революции в Германии 1848-1849 редактировали «Новую рейнскую газету» (см. НОВАЯ РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА). После поражения революции оба оказались в эмиграции в Англии.

В 1850-х гг. Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея. Наряду с изучением политической экономии (см. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ), социальной философии, права и других социальных наук, Маркс осваивал огромный фактический материал различных научных дисциплин (вплоть до математики, агрохимии и минералогии).

В 1864 в Лондоне Маркс и Энгельс учредили первый Интернационал (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й) (международное товарищество рабочих), секции которого были образованы в большинстве стран Европы и в США (распущен в 1876).

Маркс умер 14 марта 1883 и был похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне.

Политическая экономия

Экономической теории капитализма Маркс посвятил большую часть своей жизни; она является наиболее разработанной и законченной частью марксизма.

Первый том «Капитала» вышел в свет в мае 1867. Маркс не успел завершить и подготовить к публикации второй и третий тома; они были опубликованы уже после его смерти под редакцией Энгельса (в 1885 и 1894). В состав «Капитала» в качестве четвертого тома включают также рукописи «Теории прибавочной стоимости» (1861-63), посвященные критике буржуазной политэкономии. В качестве подготовительных ступеней к «Капиталу» можно рассматривать «Экономическо-философские рукописи 1844», «Экономические рукописи 1857-58 гг.», «Критику политической экономии» (1859) и «Экономические рукописи 1861-1863 гг.».

«Капитал» Маркса обладает четкой и строгой структурой, которая в усложненной и обогащенной форме воспроизводит гегелевскую логику (сам Маркс даже признавался, что «кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения»). Первые три тома труда представляют собой объективную логику предмета (капитал как таковой), четвертый - субъективную логику (отражение капитала в обыденном и научном мышлении).

Первый том посвящен исследованию производства капитала, второй - обращения капитала, третий - формам единства производства и обращения.

Анализируя сферу обращения товара и денег, где господствует закон стоимости, Маркс обнаруживает нарушение этого закона, что выражается во всеобщей формуле капитала Д-Т-Д. Существует товар особого рода - рабочая сила (см. РАБОЧАЯ СИЛА), который, будучи потребляемым капиталом, вступая в соединение со средствами производства (см. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА) (постоянный капитал), создает стоимость сверх того, во что она обходится (переменный капитал), т. е. прибавочную стоимость (см. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ). Производство прибавочной стоимости составляет, по Марксу, тайну капиталистического производства. (Сам факт прибавочной стоимости был известен задолго до Маркса; особенностью же теории Маркса было систематическое выведение из него экономики буржуазного общества).

Прибавочная стоимость подразделяется на две формы - абсолютную и относительную. Первая производится при неизменных технических условиях труда посредством увеличения продолжительности рабочего дня, вторая - при неизменной продолжительности рабочего дня и совершенствующихся технических условиях труда, что характерно для зрелого капитализма.

Постоянное развитие средств производства приводит к обобществлению экономики, изменению соотношения постоянного и переменного капитала (органического строения капитала). С одной стороны, это ведет к падению нормы прибыли (см. НОРМА ПРИБЫЛИ) капитала и, следовательно, к периодическим экономическим кризисам (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС), с другой, - к усилению эксплуатации рабочего класса, росту безработицы (см. БЕЗРАБОТИЦА) и степени обездоленности трудящихся. Согласно мысли Маркса, капиталистическая экономика, развиваясь по своим имманентным законам, подрывает себя и подготовляет отмену частной собственности (см. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ) и установление общественной.

Материалистическая диалектика (диалектический материализм)

Маркс специально не занимался традиционными философскими проблемами, однако его философия нашла выражение в таких работах, как «Святое семейство» (1845), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Экономические рукописи 1857-1858», «Капитал» и другие.

Вопросам философии больше внимания уделял Энгельс («Анти-Дюринг», 1876-78, рукопись «Диалектика природы», 1873-86, «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», 1886 и др.); можно полагать, что в основном позиции Маркса и Энгельса совпадали.

Согласно Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», движение - способ существования материи (см. МАТЕРИЯ). Он выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), а пространство и время рассматривал как формы существования материи. Материя на определенной (социальной) ступени своего развития порождает сознание (см. СОЗНАНИЕ). Развивающийся мир (природа (см. ПРИРОДА), общество (см. ОБЩЕСТВО), мышление (см. МЫШЛЕНИЕ)) наиболее адекватно отражается в законах (отрицания отрицания (см. ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН), взаимного перехода количественных изменений в качественные (см. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ), единства и борьбы противоположностей (см. ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ)) и категориях (cущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) диалектического материализма материалистически переосмысленной диалектики Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих).

Материалистическое понимание истории (исторический материализм)

Материалистическое понимание истории впервые в систематической форме изложено в написанной совместно с Энгельсом работе «Немецкая идеология» (1845-1846). Социальная философия Маркса получила выражение в предисловии к «Критике политической экономии» (1859), в «Манифесте Коммунистической партии (1848)», «Нищете философии», «Капитале», а также в работах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и других произведениях.

Согласно социальной философии марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Основой общественной жизни является способ производства (см. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА) (базис), представляющий собой единство производительных сил (см. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ) и производственных отношений (см. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ). Он обусловливает надстройку - сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают активное обратное воздействие на общественное бытие.

Источник общественного прогресса - диалектика (см. ДИАЛЕКТИКА) производительных сил и производственных отношений. При назревании противоречия (см. ПРОТИВОРЕЧИЕ) между производительными силами и производственными отношениями и обострении его выражения - классовой борьбы - наступает социальная революция, которая является средством перехода от одной ступени развития общества (формации (см. ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ)) к другой. Маркс выделял первобытную, античную (рабовладельческую), феодальную, буржуазную и коммунистическую формации. Последняя подразделяется на две стадии: низшую (социализм), при которой еще сохраняются черты предшествующей истории («предыстории»): разделение труда (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА), оплата по труду, государство (диктатура пролетариата (см. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА)) и т.д. и высшую, или коммунизм (см. КОММУНИЗМ) в узком смысле, зрелый коммунизм («подлинная история»), при которой происходит полное преобразование человеческого общества.

Социально-политическая доктрина («научный коммунизм»)

Теория «научного коммунизма» изложена в совместной с Энгельсом работе «Манифест Коммунистической партии», а также в таких произведениях, как «Классовая борьба во Франции» (1852), письмо к Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852, «Гражданская война во Франции» (1872), «Критика Готской программы» (1875) и др.

Концепцию классовой борьбы, которая впервые была открыта английскими экономистами и французскими историками, Маркс существенно переосмыслил и развил. Он усматривал в классовой борьбе, социальном конфликте основную движущую силу истории (за исключением первобытного общества) и выводил ее из развития способа производства.

Маркс полагал, что пролетариат осуществит социалистическую революцию, свергнет власть буржуазии и совершит экспроприацию капитала. Социалистическая революция охватит одновременно все развитые капиталистические страны. После этого должна быть установлена диктатура пролетариата, которая сохранится вплоть до возникновения бесклассового коммунистического общества.

Судьба идейного наследия Маркса

Прошедший после смерти Маркса век подтвердил правоту ряда его взглядов и вместе с тем показал необоснованность многих его прогнозов. Как и предвидел Маркс, научно-технический прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка вовлечены едва ли не все страны.

Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в развитых странах была смягчена благодаря взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей и приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблемы войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.

Вопреки ожиданиям Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия попрана, а личность почти целиком подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.

Сложные пути развития человеческого общества в 20 веке с его многочисленными войнами и различного рода конфликтами высветили ряд недооцененных в марксовой теории общества факторов (прежде всего этнических, расовых, культурных, религиозных).

Энциклопедия Кольера

МАРКС Карл (Marx, Karl)

КАРЛ МАРКС

КАРЛ МАРКС

(1818-1883), наиболее значительный из всех социалистических мыслителей, создатель системы мысли, называемой марксизмом. Почти непризнанные при жизни, основные социальные и политические идеи Маркса получили широкое распространение после его смерти. Еще в конце 1980-х годов почти половина населения земного шара проживала в странах, режимы которых называли себя марксистскими. Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность (1824). Карл был крещен в шестилетнем возрасте. В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет и окунулся в атмосферу романтизма, особенно после помолвки с Женни фон Вестфален, отец которой, барон фон Вестфален, видный гражданин Трира, пробудил у Маркса интерес к литературе романтизма и утопическому социализму последователей Сен-Симона.

Спустя год отец Маркса направил его в более престижный Берлинский университет, где он проучился четыре года. В Берлине он оставил романтические взгляды и испытал влияние философии Г.В.Ф.Гегеля, а позднее Л.Фейербаха. Много времени Маркс проводил в компании левых гегельянцев во главе с Бруно Бауэром, стремившимся обратить мировоззрение Гегеля против религиозного, политического и философского status quo. Представив докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура, Маркс рассчитывал получить место преподавателя в университете (в 1841 он получил степень доктора в Йенском университете). Но когда Бауэра уволили за неортодоксию (1839), Маркс обратился к журналистике и сотрудничал в кельнской "Рейнской газете" ("Rheinische Zeitung"), оппозиционном издании, основанном рейнскими промышленниками-либералами. Вскоре Маркс стал редактором газеты, однако в мае 1843 она была закрыта властями после публикации статьи о бедственном положении виноделов долины Мозеля, что заставило Маркса (по свидетельству Энгельса) от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму. Летом 1843 он женился на Женни фон Вестфален. В том же году Маркс написал большую работу с решительной критикой гегелевского оправдания современного немецкого государства. Не найдя работы в Германии, он решил эмигрировать в Париж. Этому способствовали интерес к проблемам социализма и перспектива издания журнала, соединяющего немецкую теорию с французскими политическими идеями ("Немецко-французский ежегодник", "Deutsch-franzsische Jahrbcher"). Париж был идеальным местом для начинающего социалиста. Опубликовав две статьи, Маркс вскоре порвал с другом и соредактором журнала А.Руге, увлекшись коммунистическими идеями и общением с немецкими и французскими рабочими. За лето он написал несколько работ, известных как Экономическо-философские рукописи 1844 года (konomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844, опубл. в 1932). В сентябре того же года Маркс познакомился с Ф.Энгельсом, который благодаря отцу - компаньону в текстильной фирме в Манчестере - снабжал Маркса практическими сведениями о капиталистическом производстве и оказывал постоянную финансовую поддержку. Прочная дружба с Энгельсом согревала Маркса всю его жизнь. После высылки из Парижа осенью 1844 Маркс три года провел в Брюсселе и совместно с Энгельсом написал в 1844 изданное во Франкфурте-на-Майне Святое семейство (Die heilige Familie, 1845), содержавшее критику Б.Бауэра, и в 1845-1846 трактат Немецкая идеология (Die deutsche Ideologie, опубл. в 1932). В 1847 в Брюсселе вышла работа Маркса с критикой взглядов Прудона - Нищета философии (Misere de la philosophie). Там же Маркс организовал международную сеть комитетов для связи между немецкими, французскими и английскими коммунистами и социалистами и обмена информацией. В 1847 во время поездки в Англию он встретился с лидерами Лиги справедливых, полулегальной группы главным образом немецких эмигрантов-ремесленников, и вступил в члены этой организации. В 1847 на основе Лиги был образован международный Союз коммунистов, и его 2-й конгресс поручил Марксу и Энгельсу составить программу Союза. Манифест коммунистической партии (Manifest der Kommunistischen Partei, 1847-1848) был только-только составлен, как начались революции во Франции, Италии и Австрии. Маркс был выслан из Бельгии и вернулся в Париж по приглашению либерального временного правительства. К марту 1848 революция достигла Пруссии, и Фридрих Вильгельм IV был вынужден даровать народу парламент, свободную прессу и созвать ассамблею для принятия конституции. Маркс выехал в Кельн и начал энергичную журналистскую деятельность в "Новой рейнской газете" ("Neue Rheinische Zeitung"), призывая к конституционной демократии и войне с Россией. После поражения революции Маркс был отдан под суд, а затем выслан из Германии. Он вернулся в Париж, однако в июле 1849 был вновь выслан и в августе отправился в Англию. Анализ революции был проведен в его блестящей работе 18 брюмера Луи Бонапарта (Der Achtzehnte Brumaire des Louis Napoleon, 1852) и в серии статей, написанных с 1848 по 1849 (опубл. в 1850 в "Новой рейнской газете"; расширенное издание было выпущено в 1895 Энгельсом под названием Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 (Die Klassenkmpfe in Frankreich 1848 bis 1850). Первые годы в Лондоне были отмечены глубокой хронической бедностью: Маркс не только не имел необходимых средств к существованию, но и не умел распоряжаться деньгами, когда они появлялись. Вскоре после прибытия в Англию у Женни родился четвертый ребенок, а затем еще два малыша. Трое детей в семье умерли, и вырастить удалось только трех дочерей (кроме того, у Маркса был еще незаконнорожденный сын от служанки, что хранилось в тайне вплоть до кончины Энгельса). В 1856 Маркс писал Энгельсу: "Моя жена больна, моя маленькая Женни больна... я не могу вызвать врача, так как не имею денег на лечение. Восемь дней я кормил семью хлебом и картофелем...". Это было одно из многих писем о помощи. В 1856 благодаря небольшому наследству семья переехала в новый дом, однако упорное стремление Маркса поддерживать видимость благополучия вскоре вновь привело к финансовым затруднениям. В 1864 наследство, доставшееся от матери, и деньги, завещанные В.Вольфом, принесли облегчение семье. Однако тогда же ухудшилось здоровье Маркса. По прибытии в Лондон Маркс присоединился к Союзу коммунистов и возобновил журналистскую деятельность. Изучение экономики убедило его, что "новая революция возможна только вследствие нового кризиса", и он отошел от активной политической деятельности и посвятил себя исследованию "законов движения капиталистического общества". Регулярным источником средств в 1850-х годах (кроме денежных переводов Энгельса) были статьи в "Нью-Йорк трибюн" ("New York Tribune"), радикальной (фурьеристской) газете, выходившей в США (почти 500 статей). Однако сам он считал главной своей целью исследование экономики. Первой опубликованной работой по экономике была его книга К критике политической экономии (Zur Kritik der politischen konomie, 1859), вышедшая в Берлине. Результаты всей работы по исследованию экономических отношений в виде многочисленных рукописей были опубликованы посмертно, но довести до конца удалось лишь опубликованный в Гамбурге первый том Капитала (Das Kapital, 1867, второй и третий тома, отредактированные Энгельсом, были опубликованы в 1885 и 1894, четвертый том - "Теории прибавочной стоимости" - был опубликован К.Каутским в 1902). Капиталу, по признанию Маркса, он принес в жертву здоровье, счастье и семью. В 1864 Маркс начал энергичную деятельность в Международном товариществе рабочих (более известном как 1-й Интернационал). В течение восьми лет он был самым влиятельным членом Генерального совета, откликаясь на важнейшие события политической жизни: поддерживал стремление Польши к независимости и идею ирландского Гомруля, призывал к сокращению рабочего дня, выступал за передачу земли в общественную собственность. После кровавого подавления Парижской коммуны Маркс написал опубликованный в Лондоне памфлет Гражданская война во Франции (Civil War in France, 1871). Раскол в Интернационале между сторонниками Маркса и анархистами во главе с М.Бакуниным (которого Маркс считал русским агентом, а тот в свою очередь называл Маркса "авторитарным коммунистом") привел к ослаблению организации после переезда ее штаб-квартиры в Нью-Йорк (1872), а затем и к роспуску в 1876. Последние десять лет жизни Марксу уже не нужно было заботиться о хлебе насущном. Проданная Энгельсом доля в манчестерском хлопчатобумажном бизнесе обеспечила Марксу приличное содержание. Однако после того, как в 1873 с Марксом случился удар, его творческие способности ослабли. Впрочем, он продолжал работать над новым изданием Капитала и внимательно следил за развитием немецкой социал-демократии (в частности, за деятельностью Ф.Лассаля). К этому периоду относится его работа Критика Готской программы (Kritik des Gothaer Programms, 1875). Смерть жены в 1881 и старшей дочери в 1883 лишила его всякого желания продолжать жизнь, и 14 марта 1883 Маркс скончался в Лондоне. Сам Маркс характеризовал свою концепцию как "материалистическое понимание истории" и утверждал, что ключом к постижению человеческой культуры и истории является производственная деятельность, труд. В Капитале суммирован взгляд на труд как инструмент самосозидания человека. Идеи и понятия - политические, философские или религиозные - вторичны. История - не результат случайности, не плод действий великих личностей или влияния сверхъестественных сил; история есть творение человеческой деятельности в целом и подчиняется вполне определенным законам. Стала классической принадлежащая Марксу краткая формулировка сути исторического материализма: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому способствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Маркс особенно интересовался переходом от феодализма к капитализму. Некоторые из самых ярких страниц Капитала посвящены т.н. первоначальному накоплению, создавшему буржуазию - класс, который монополизировал собственность на общественно значимые средства производства. Ключ к пониманию капиталистической системы, по мнению Маркса, заключается в том, что обмен деньгами и услугами между капиталом и трудом является неравным обменом. Существенно то, что капиталист эксплуатирует рабочих, которые должны работать больше, чем требуется для простого возмещения стоимости жизни - пищи, одежды, жилища для них и их семей. Норма прибыли капиталистов тем не менее имеет тенденцию к понижению, так как конкуренция вынуждает их заменять человеческий труд машинами, которые обходятся дешевле, но не производят прибавочной стоимости. В результате усиленной эксплуатации доходы рабочих относительно (а возможно, и абсолютно) уменьшаются, а конкуренция постоянно угрожает безработицей. И наконец, предсказывает Маркс: "Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют". Процесс разрушения капиталистической системы не является, однако, автоматическим, он требует революционного акта, в котором пролетариат свергнет существующее государство и упразднит частную собственность и классы. Существенную роль должна сыграть именно политическая революция, поскольку государство - главный институт капиталистического общества. Политическая власть, по Марксу, - организованная сила одного класса для подавления и угнетения другого. "Современная государственная власть - не что иное, как комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии". В ходе истории каждый способ производства - античный, феодальный и капиталистический - порождает соответствующие политические организации для защиты интересов правящего класса. Крупная промышленность и всеобщая конкуренция современного капитализма создали современное либерально-демократическое государство, позволившее буржуазии наиболее эффективно проводить в жизнь свои классовые интересы. Сам Маркс ожидал, что пролетарская революция произойдет в индустриализованных странах Западной Европы, хотя в конце жизни предположил, что Россия может миновать капиталистическую стадию развития и построить коммунизм на базе традиционной крестьянской общины. Такая революция должна быть насильственной, хотя некоторые страны (Великобритания или США), по его мнению, могли бы прийти к социализму и мирным путем. Хотя Маркс неоднократно подчеркивал, что не намеревается писать "рецепты для кухни будущего", он все же набросал грубыми штрихами свою концепцию посткапиталистического общества. Коммунизм невозможно осуществить сразу после революции, поскольку "между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата". После смерти Маркса многие его произведения были подготовлены к печати и опубликованы Ф.Энгельсом. Взгляды основателя марксизма легли в основу социалистического движения и государственной политики многих стран и оставались влиятельными вплоть до конца 20 в.

ЛИТЕРАТУРА

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, тт. 1-50. М., 1955-1981 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956

Афоризмы

Маркс, Карл Генрих (Marx, Karl Heinrich) (1818 - 1883)

Немецкий экономист и политический деятель.

Афоризмы, цитаты -

Маркс Карл. Marx. Биография

Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.

На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.

Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность.

Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.

Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.

Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого.

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.

Противно быть под ярмом - даже во имя свободы.

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.

Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом - нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок.

Наслаждающийся богатством - в одно и то же время и раб, и господин своего богатства.

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Успех идей зависит от того, насколько масса "интересуется" известными целями и насколько эти цели вызывают энтузиазм масс. 'Идея' неизменно посрамляла себя, лишь только она отделялась от интереса масс.

Моральную силу невозможно создать параграфами закона.

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.

Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами.

Полезные сервисы

маркс карп

Словарь народов и культуры

Маркс Карп

(Marx, Karl) (1818-83), нем. философ, экономист и революционер. Первоначально М. находился под влиянием Гегеля. В 1840-х гг. тесно общался с радикальными демократами в Германии и Франции и стал приверженцем коммунизма; выступил с широкой критикой капитализма как системы, к-рую считал гл. источником отчуждения человека. Полагая, что экономика играет осн. роль в жизни людей, М. изменил гегелевскую формулу, согласно к-рой ход человеческой истории находится во власти мирового духа, и разработал теорию, известную как материалистическое понимание истории (материализм), к-рая стала основой марксизма. М. гл.об. изучал экономику капитализма, стремясь показать ее неизбежно кризисный и эксплуататорский характер. Эконом, анализу кап. об-ва он посвятил свой труд Капитал (1867), полностью изданный Фридрихом Энгельсом в 1885- 94 гг. В своих публицистических работах М. рассматривал совр. ему полит, события с классовой т.зр. Иногда сам активно участвовал в раб. и соц. движении, в частности в 1864 г. способствовал созданию Международного товарищества рабочих (1-й Интернационал). После смерти М. его многочисл. труды оказали значит, влияние на соц. движение и политические партии во всем мире.

Полезные сервисы

маркс твою энгельс!

Поговорки

Жарг. мол. Эвфем. Бран.-шутл. Выражение досады, раздражения, удивления. (80-е гг.). Мокиенко, Никитина 1998, 325.

Полезные сервисы